Любовь и ненависть являются экзистенциальными феноменами человека в самых разнообразных проявлениях его бытия, постоянно постигаемой, значимой и сложной категорией во многих областях науки: психология, философия, этика, культурология и других. Именно мультидисциплинарный подход позволяет наиболее полно раскрыть их содержание, а психоаналитические теории понять их природу, происхождение и динамику, выводя их из сферы индивидуальной ментальности в гендерное, межличностное и общественное пространство.
Следует отметить, что универсального определения любви и ненависти не существует, тот смысл, который вкладывается в слова любовь и ненависть и который присутствует в коллективном сознании, отражая знания и опыт человека (результат человеческой деятельности и познания мира), обычно изучается через их соответствующие концептуальные модели, лексико-семантическое поле.
Как лингвокультурные концепты «любовь» и «ненависть» обычно рассматриваются в бинарной оппозиции, имеющие свою понятийную, значимостную, эмоционально-образную и оценочную составляющие [16].
Концепт любви считается одним из базовых, ключевых концептов в любой культуре, феноменом, существующим во всех сферах жизни человека, наименованием фрагмента внутреннего мира человека (ментальным образованием).
Понятийная составляющая концепта любовь задана словарными дефинициями. В этом отношении слово «любовь» является универсальным термином, используемым для обозначения определенного чувства, выражения всех видов любви одновременно, и для называния объекта любви (моя любовь).
Базовый слой концепта любовь составляют ее первичные признаки, первичные наиболее яркие образы, с наибольшей чувственно-наглядной конкретностью.
Само общеславянское слово «любить» образовано от основы «любый, любимый, желанный» с помощью суффикса -ити-. Глагол «любить» по происхождению и форме является каузативным, означающим «вызывать в ком-то или чем-то соответствующее действие, заставлять что-то делать». По форме глагол любить соответствует древнеиндийскому lobhauti - «возбуждать желание, заставлять любить».
Прежде всего, это сильное чувство, которое характеризуется горячей сердечной склонностью, влечением к лицу другого пола или внутренним стремлением, влечением, тяготением к чему-либо [21]. Чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности к предмету любви, пристрастие, интимные отношения, интимная связь (просторечье) [17].
Русское понятие «любовь» обычно толкуется как чувство глубокой сердечной привязанности, расположения, симпатии, чувство горячей сердечной склонности, влечение к лицу другого пола; половые отношения, интимная связь; материнская любовь; внутреннее стремление, влечение, тяготение к чему-либо; человек, внушающий такое чувство, объект влечения, страсти [28].
В базовом варианте понятие любви означает чувство, отраженное в индивидуальном и коллективном сознании, носящем универсальный характер: влечение, стремление, которое можно испытывать как к одушевленному, так и к неодушевленному объекту, которое имеет значительную интенсивность, или в более абстрактном, общем, энциклопедическом смысле - это отношение к кому- или чему-либо как безусловно ценному, объединение и соединенность с кем (чем), воспринимаемое как благо, потребность.
Более глубокий слой понятийной составляющей образуют ее вторичные когнитивные признаки, отражающие в более полной мере представления о любви как результате ментальной деятельности. Они сосредоточены на семантике фелицитарного понимания природы и сущности любви. Они включают концепцию цели, смысла жизни, достижения, стремления к счастью (делать все, чтобы быть счастливым, любовь побеждает все), гедонического и гармоничного бытия во взаимодействии с окружением (благополучие, «с милым рай в шалаше», «с милым и зимой не стужа»). Любовь стоит в одном ряду с концептами «счастье», «вера», «надежда». Людям присуще фундаментальное стремление к гармоничной, целостной жизни, наполненной любовью. В большей мере концепт «любови» раскрывается через его значимостные аспекты, обнаруживаемые в различных лексико-семантических вариантах его выражения и дискурсах.
Исследователями выделяются два главных семантических варианта существительного любовь и, соответственно, два варианта глагола любить: в первом варианте любить указывает на чувство, испытываемое субъектом любви по отношению к объекту; а во втором – на свойство субъекта, состоящее в том, что он обычно испытывает удовольствие от реализации некоторой ситуации. В первом варианте выделяют «чувственную любовь», при которой на первом месте находится желание быть вместе с объектом любви, и «альтруистическую» любовь, когда на первый план выходит желание делать объекту любви добро, любовь. При этом любовь характеризуется устойчивым «любовным» отношением к объекту, а не актуальным эмоциональным переживанием, удовольствием, полученным в некоторый конкретный момент времени.
Анализ лексических и фразеологических средств выражения концепта «любовь», привел исследователей к выделению следующих смысловых групп понятия «любовь»:
1) единицы, обозначающие людей, любящих кого-либо или что-либо (бабник, балетоман, библиофил, болельщик и т.д.);
2) прилагательные, обозначающие людей, любящих что-то делать (властолюбивый, говорливый, гостеприимный и т.д.);
3) единицы, обозначающие любимого человека (ангел, богиня, друг, желанный, зазноба, лада, милашка, милый, надёжа, пассия, подруга, свет очей (чьих) и т. д.);
4) существительные, обозначающие любовь к чему-то или кому-то (властолюбие, детолюбие, женолюбие, жизнелюбие, патриотизм, правдолюбие, свободолюбие, и т.д.);
5) единицы со значением «влюбить в себя» (завлечь, закружить, покорить, приворожить, вскружить голову, свести с ума, покорить сердце);
6) единицы со значением «любить» (боготворить, дружить, жалеть, молиться (на), обожествлять, уважать, души не чаять, не надышится (кто-л. на кого-л.);
7) прилагательные со значением «любимый» (бесценный, дорогой, дражайший, золотой, любезный, милый, ненаглядный, мой хороший;
8) единицы со значением «иметь любовную связь» (гулять, жить, крутить, связаться, спутаться, амуры разводить);
9) единицы, обозначающие любовные отношения (интрига, роман, связь, шашни, шуры-муры, близкие отношения);
10) существительные, обозначающие любовь в том или ином значении (зазноба, страсть, чувство, склонность);
11) глаголы со значением «влюбиться» (втрескаться, втюриться, плениться, увлечься);
12) все прочие (амурный, бросать, взаимность, конёк, лавстори, сердце, стрела Купидона и т.д.).
Самая большая группа обозначает любящих что-то или кого-то (более трети от общего числа единиц), а прилагательные, обозначающие любимого человека, часто переходят в разряд существительных [9]. Т.е., любовь мыслится в контексте диадой связи, наименьшей возможной группы социума, выделяющей ее из системы отношений с другими объектами окружающей действительности и имеющей определенную эмоционально-экспрессивную окраску.
Изучение значимостных и эмоционально-образных аспектов концепта «любовь» в дискурсе народного творчества (поговорки, пословицы, изречения) привело к обозначению следующих его характеристик:
●любовь в отношении к категории счастья / несчастья (где любовь да совет, там и горя нет; где любовь - там и согласие; любовь да лад - не надобен и клад; для тех, кто любит, и в декабре весна; любить тяжело, не любить тяжелее того; девушка без любви что цветок без солнца; жизнь без любви - что год без весны);
●неподконтрольность и немотивированность любви (бояться себя заставишь, а любить не принудишь; сердцу не прикажешь; на любовь закона нет; любви, огня да кашля от людей не утаишь; любовь не пожар, а загорится - не потушишь; любовь слепа);
●временной параметр любви (влюбленным всегда ночь коротка; иная любовь как снег - растает и превратится в грязь; прошла любовь - завяли помидоры; первая любовь не забывается; большая любовь быстро не забывается; старая любовь не забывается; старая любовь не ржавеет);
●расставание / тяжесть разлуки (реже видишь - больше любишь; с глаз долой - из сердца вон; любить не люблю, а отвязаться не могу);
●невзаимная любовь (любить хоть не люби, да почаще в мою сторону гляди; насильно мил не будешь; одна душа страдает - другая ничего не знает; не вижу - душа мрет, а вижу - из души прет);
●сила, стойкость, непоколебимость любви (совет да любовь, каждое дело любовью освящается; верная любовь ни в огне не горит, ни в воде не тонет; любовь все побеждает, для любви нет преград);
●любовь и богатство (мне не дорог твой подарок, дорога твоя любовь; на деньгах жениться - что удавиться; любовь за деньги не купишь; любовь не милостыня - ее каждому не подашь; одной любовью сыт не будешь);
●спонтанность, стихийность любви (как увидал, так сам не свой стал; влюбился, как сажа в рожу влепился; влюбился - как мышь в короб ввалился);
●любовь на основе сходства (равные обычаи - крепкая любовь; одна думка, одно и сердце; мы с тобой - как рыба с водой);
●побои / ссоры / перебранки между возлюбленными (кто кого любит, тот того и бьет; кого люблю, того и бью; бьет - значит любит; милые бранятся - только тешатся; хоть и журю да люблю; любишь браниться - люби и помириться);
●уникальность объекта любви (ты у меня один одним, как синь порох в глазу; один, как перст, как маков цвет, как красное солнышко и пр.);
●самопожертвование ради любви (для милого не жаль потерять и многого; ради милого и себя не жаль; хоть хлеб с водою, зато милый с тобою; хоть в лесной избушке жить, да за милым быть; был бы милый по душе - проживем и в шалаше; стерпится - слюбится);
●любовная предопределенность (суженого и на коне не объедешь; кому на ком жениться, тот в того и родится; суженый, ряженый, приди ко мне наряженный) [15].
Философия как наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления и связанная с возникновением зачатков научного знания, когда эти знания стали приходить в противоречие с традиционными верованиями, также включала любовь в сферу своих интересов. Философский подход осмысления понятия «любовь» начинался еще в античности и мало чем изменился. Он базировался на осмыслении бытия личности в условиях общества, необходимости отделения личности и общества, когда личность переосмысляет отдельные интересы, находит личностный смысл. В философии древнего мира любовь рассматривалась как слияние двух противоположных полисов мира, необходимых для гармонии. Мужское начало всегда считалось активным, а женское - пассивным. В Античные времена возникла типология любви, которая считается классической. Она обозначала их как «Эрос», «Агапэ», «Сторге», «Людус», «Филия», «Мания», «Прагма».
Эрос обозначал мощную страсть. Это восторженная, пылкая влюбленность, основанная в первую очередь на преданности и привязанности к любимому, а потом уже на сексуальном влечении. При такой любви влюбленный порой начинается чуть ли не поклоняться возлюбленному(ой). Появляется желание полностью обладать им. Это любовь - зависимость, когда объект любви идеализирован. Древнегреческие философы, соотносили эрос с телесной и духовной любовью, с всепоглощающей разрушительной страстью и с творческой созидательной энергией.
Сторге - это любовь-забота, любовь-нежность. Во многих описаниях ее почему-то называют любовью-дружбой, что все-таки крайне неточно. Сторге - скорее любовь равных, в которой нет элемента достижения. Вероятно, она строится на некотором элементе интеллектуального принятия личности другого человека, что остужает страсти и эмоции. Также именно в сторге наиболее ощутим социальный момент - это может быть любовь в силу принадлежности возлюбленного к определённому роду или группе.
Филия отражает приверженность, гармоничные отношения между индивидами, основанные на душевном и духовном родстве. Такое общение строится на взаимном уважении и понимании, где любящие дополняют друг друга. Здесь влюбленные выступают друзьями, а их связь основана на глубинной близости. Также нет и холодного расчета или пламенного эротизма.
Агапэ - это гармоничный союз эроса и сторге. Это любовь-преданность. Она больше жертвенная, дарящая и отдающая без желания иметь что-то взамен, важна самопожертвенность. Такое чувство лишено намерения обладать, терзать и мучить. Оно подобно сиянию солнца, которое даря, ничего не просит взамен. По крайней мере, так агапэ понимали древние греки. В христианском понимании такая любовь (caritas) являет собой одну из добродетелей и проиллюстрирована картиной Вильяма Адольфа Бугро (1878). На картине изображена мать, в окружении детей. Она изображена как любящая и защищающая. У неё еле прикрыта грудь, которой она вскормила детей, а подле неё мирно спят накормленные дети. Книги и разбросанные монеты говорят о том, что такая любовь щедра и не лишена мудрости. Впоследствии такая любовь станет основой понятия милосердия у христиан, которое восхваляется.
Людус- это любовь-времяпрепровождение, любовь-игра. Людус для греков - это аналог слова «забава» (или play в англ.). Людус не превозносит свой объект, он скорее акцентирован на себе - своем увлечении, своем умении добиться. При этом людус не ревнив и не требует обладания, а вот там, где возникает элемент состязания - чувства будут довольно сильны.
Мания или как называли данный вид любви древние греки: «безумие от богов». Данный вид любви является комбинацией эроса и людуса. Любовь-манию считали и считают наказанием. Это любовь - одержимость. Она заставляет страдать влюбленного человека. И она же несет страдания и объекту страсти влюбленного
В тоже время существуют и друге памятники представлений о любви в философии, вязанные с конкретными именами. Например, Платон считал, что любовь - это божественная сила, которая помогает человеку пройти все преграды, она была помощником, который вел по пути нравственности и вечной красоты. По его мнению, это был не физиологический инстинкт, который нужно было удовлетворить, а это жажда целостности, поиска своего Я. В обобщенном философском дискурсе любовь представляет стремление друг к другу, предполагающее в своем существовании уважение друг друга и даже способствующее этому. Древнеиндийские веды и древнегреческая философия (Гесиод, Эмпедокл) расценивают в этом смысле любовь как космический принцип, посредством которого усмиряется и объединяется «Вселенная» в противовес стремлению распаду обилия ее сил и форм [7]. Перенесенная на человека, любовь означает, с одной стороны, телесно-душевный принцип продолжения рода, с другой стороны, душевно-духовный принцип «платонической любви», свободной от всякого желания обладания [10].
Религии также включают любовь в сферу своих интересов. Христианство проповедует любовь между Богом и человеком (сострадательная любовь Бога, почтительная любовь человека), так же, как и людей между собой (заповедь христианской любви к ближнему, причем понятие ближнего распространяется на всех людей - и на друзей, и на врагов). Т.е., речь о человеколюбии как основного принципа человеческого мироздания, существования.
К сожалению, в классической психологии не выработано самостоятельного подхода ни к изучению, ни определению любви и ненависти. Появляющиеся работы схожи с рассуждениями о любви как социально-психологическом явлении. В этом отношении наиболее популярной является типология любви, предложенная Дж. А. Ли, которая обозначает их в зависимости от локуса направленности психической активности. Данная типология состоит из шести видов любви: «страстная любовь-восхищение» «эрос», характеризующая состояние слитности собственного «Я» с восхитительным «Другим»; гедонистическая любовь «людус», главным содержанием которой является получение удовольствия собственным физическим «Я»; «любовь-дружба» с переживанием душевного покоя, уверенности в себе, трепетного чувства нежности, душевной близости, общности интересов и ценностей с близким человеком, чувства защищенности, стабильности, доверия; «прагматическая любовь», побуждаемая не эмоциональной привязанностью, а целью извлечения выгод и удобств, и хорошо поддается сознательному контролю; «любовь-одержимость» с болезненной привязанностью к другому, установкой на постоянное обладание им, навязчивыми слабо контролируемыми эмоциями страсти, ревности, страха потери объекта своей любви, его внимания, и «альтруистическая любовь», направленной на процесс созидания блага для «Неповторимого Другого» через совершенствование собственного «Я».
В общепсихологическом смысле иногда выделяют следующие виды любви: 1) материнская любовь-забота, которая имеет инстинктивное основание и характеризуется безусловным преобладанием благожелательности над вожделением; 2) любовь-дружба, дружелюбие как чувство симпатии и привязанности; 3) любовь-вожделение, страстное желание обладать другим существом; 4) любовь-самоотдача; 5) любовь-игра, любовь-забава, любовь-приключение; 6) «любовь по расчету»; привязанность к другому человеку в этом случае возникает на основе выгод, ожидаемых от него; 7) любовь-одержимость, страстный характер которой достигает степени мании и граничит с душевной болезнью [20, с. 322- 324].
В художественном дискурсе подчеркивается сила любви и ее ведущее место в человеческих ценностях. Хотя любовь является одним из ключевых источников счастья человека, она таже остается причиной человеческих страданий. Любовь проходит, но оставляет яркий след в жизни человека, который со временем стирается или сохраняет свою актуальность.
Также можно встретить и другие характеристики любви, но все они так или иначе фокусированы на попытке определить ведущие признаки любви как эмоции в контексте межполового, индивидуального и личностного функционирования.
Например, С.Г. Воркачев, представил обобщенный прототип, семантическую модель любви, построенную на основе анализа представлений о ней в научном типе сознания, которая считается чувством, вызываемым у субъекта переживанием центрального места ценности объекта в системе его личностных ценностей при условии рациональной немотивированности выбора этого объекта и его индивидуализированности-уникальности [6, с. 279].
Таким образом, обращение к сознательным аспектам преставления о любви позволяет сделать вывод о том, что данным термином обозначаются самые различные типы отношений, сформированных на основе эмоционально-интеллектуального свойства личности взаимодействовать с объектами окружающей действительности. Безусловным является оценочный компонент концепта «любовь», который при всех подходах обозначает высшую ценность человека, его способность использовать любовь в качестве созидательного смысла. Очевидным является факт многозначности слова «любовь» и одного из обозначаемых феноменов душевной жизни как свойства человеческой природы или упрощенно говоря: «если нет любви, то нет человека». Термины эротика и секс, часто воспринимаемые как релевантные любви лексико-семантические единицы в сознательном пространстве, не объясняют любовь как ментальное образование. Например, А. Лоуэн справедливо замечает: «Секс - это экспрессия любви, но ведь кроме секса есть и другие формы ее выражения. Любовь не секс, но можно показать, что она рождается в сексуальном, чувственном функционировании» [14, с. 46].
В обобщённом виде представляется, что любовь имеет индивидуальный и общечеловеческий смысл, рождаясь из недр индивидуального опыта, она приобретает формы, отражающие опыт взаимодействия с объектами окружающей среды, включает сформированные и генетические особенности, динамику взаимодействия психических структур, определяет характер субъект-объектных отношений, представляющих ценность, с воспроизводимым в них опытом любви. Принципиальным моментом для прояснения понятия любви и ненависти является дуализм между индивидуальным и общественным, физическим и ментальным, которой до настоящего времени не подвластен лингвистике, философии и классической психологии в качестве целостного объекта. Феномен и концепт любви всегда рассматривается в бинарной оппозиции к ненависти.
Религиозно-философские доктрины, как правило, отрывают любовь от ее земных основ и отождествляют ее сущность с самим Богом (абсолютом). Феномен же ненависти, напротив, всячески удаляется от божественного источника любви. И поскольку любовь тождественна самому Богу, постольку она приобретает абсолютный характер, тогда как зло (ненависть) относительно. Поэтому Ф. Ницше утверждал, что истинной природе человека отвечает война и потому она «необходима». В теологии считается, что ненависть, предшествует любви, поскольку ненависть подразумевает уклонение от зла, тогда как любовь – обращение к благу. Делается утверждение о том, что любовь не является причиной ненависти. А безрассудная Любовь может причинить зло, да и делает это.
Если обратиться к концепту «ненависти, то большинство философских и психологических словарей определяют ненависть как отрицательное чувство, имеющее стойкий характер и связанное с отношениями вражды и стремлением нанести вред ее объекту [1; 5; 8]. Ненависть представляется полной противоположностью любви. Как и любовь ненависть характеризуется устойчивостью, относится к категории чувств. В Кембриджском психологическом словаре отмечается, что ненависть лучше рассматривать как отношение или склонность (attitude or disposition), а не эмоцию, в силу кратковременного характера последней, как и любви [29, p. 230]. Существительное ненависть, в противоположность существительному любовь, имеет в толковых словарях лишь одно значение: это «чувство сильнейшей вражды, неприязни» [4; 22] или «чувство сильной вражды, злобы» [17, с. 408]. При этом в определениях присутствует своего рода замкнутый круг – вражда в толковых словарях определяется через ненависть – как «отношения и действия, проникнутые неприязнью, ненавистью». При анализе словарных определений второго компонента из определения ненависти – злобы – можно заключить, что в отличие от вражды-отношения словари определяют злобу как чувство. Часто она связывается с эмоциональным состоянием гнева. Таким образом, в толковых словарях ненависть чаще относится к категории чувств, которая стоит в синонимичном ряду с другими чувствами, характеризующими отношение или реакцию.
В сферу концепта «ненависть» входят и лексические и фразеологические средства выражения неприязни в противопоставление любви (чувство нерасположения, неприязнь). При этом континуум переживания ненависти простирается от ярко выраженных эмоций гнева до равнодушия [18].
Ненависть, как и любовь, обязательно подразумевает объект, при этом ненависть считается социализированной эмоцией, а не инстинктом, ибо она возникает только при осознании существования Другого. Этот объект ненависти кажется опасным, вредным для самого субъекта ненависти, для других людей, для чего-то ценного в его глазах [13, с. 214]. Поэтому ненависть часто определяют, как стойкое и интенсивное отрицательное чувство, проявляющееся в ситуации, когда в системе личностных ценностей субъекта некий объект занимает центральное место, не соответствуя им препятствуя их реализации. Интегральный признак «ценность» и дифференциальные признаки «отрицательность» и «центральность» формируют семантический прототип концепта «ненависть». Ненависть вырастает из ощущения ценностного ущемления собственного Я». Отвращение и гнев, во многом представляют безусловные реакции, но они не являются отношением, основанным на аксиологическом освоении мира. Ненависть же, как и презрение, прежде всего аксиологичны по своей природе – они отражают ценностное пространство индивида, его уникальный рельеф [27]. Этим же обеспечивается стойкий характер ненависти: ценностное отношение не может появляться и исчезать за короткий период времени. Объект ненависти, в отличие от объекта любви, не способствует, а препятствует удовлетворению потребностей субъекта, и если любовь реализует потребность в гармонии, то ненависть обуславливается ее противоположностью – дисгармонией.
Феноменология ненависти связана с переживанием таких эмоций как гнев, мщение, злоба, «отвращение» [3].
Следует признать, что в общественном сознании любовь и ненависть несут признак типичных оценочных категорий. Любовь имеет позитивную общественную значимость, т.е. является ценностью, тогда как ненависть, напротив, имеет отрицательную направленность. При этом противоположность любви и ненависти абсолютна лишь в известных пределах, за которыми она относительна. Другими словами, любовь и ненависть рассматриваются как диалектически противоречивые общественные факторы. Не существует абсолютно чистой и ничем незамутненной любви, совершенно лишенной противоположных черт. Точно также обстоит дело и с ненавистью.
В то же время существуют некоторые отличия между рядом родственных ненависти чувств. От презрения ненависть отличается отсутствием обесценивания. Презрение в чистом виде – это обесценивание, а ненависть не обесценивает свой объект [27]. Подобное обесценивание, впрочем, не является абсолютным – его объект лишь принижается: «Ненависть – это оценка другого в контексте его злости или опасности, тогда как презрение маркирует другого как неполноценного».
Проведенное Ю. В. Демичевой исследование показало, что в отличие от любви лексические группы для выражения ненависти были представлены меньшим количеством словоформ и составляли группы:
1) глаголов с отрицательной частицей, обозначающие нелюбовь, и их фразеологический аналог (не выносить, не переносить, не переваривать, не терпеть)
2) существительных, указывающих на неприязнь к чему-либо (неподвижность, фобии, например, русофобия);
3) существительных, обозначающих человека (барин, бродяга, молчальник, чистоплюй);
4) прилагательных, обозначающих нелюбовь делать что-либо (угрюмый, малоразговорчивый);
5) прилагательных со значением «нелюбимый» (нелюбимый, немилый, постылый)
6) прочие (золушка).
Доминирование любви по количеству выражающих ее семантику лексических и фразеологических единиц указывает на ее превалирующую ценность как во внутреннем мире, так и системе общечеловеческих ценностей.
Позитивность любви как индивидуальной и общественной эмоции является отличительной ее чертой, сущность же ненависти, в конечном счете, отрицательна. Любовь не означает полного отсутствия борьбы, иначе любящие друг друга начнут задыхаться, следовательно, диалектический характер любви и ненависти предполагает наличие в большем или меньшем объеме противоположных компонентов, ибо человеческие чувства по своей природе двойственны и противоречивы. Избыток, слишком сильной концентрация позитивных чувств легко переходит в свою причиняющую страдания противоположность. При менее сильных чувствах их колебания не столь значительны, и чувства носят более ровный и спокойный характер. Любое ощущение - это обратная сторона другого ощущения, и оно легко превращается в свою противоположность.
Читать продолжение по ссылке
Следует отметить, что универсального определения любви и ненависти не существует, тот смысл, который вкладывается в слова любовь и ненависть и который присутствует в коллективном сознании, отражая знания и опыт человека (результат человеческой деятельности и познания мира), обычно изучается через их соответствующие концептуальные модели, лексико-семантическое поле.
Как лингвокультурные концепты «любовь» и «ненависть» обычно рассматриваются в бинарной оппозиции, имеющие свою понятийную, значимостную, эмоционально-образную и оценочную составляющие [16].
Концепт любви считается одним из базовых, ключевых концептов в любой культуре, феноменом, существующим во всех сферах жизни человека, наименованием фрагмента внутреннего мира человека (ментальным образованием).
Понятийная составляющая концепта любовь задана словарными дефинициями. В этом отношении слово «любовь» является универсальным термином, используемым для обозначения определенного чувства, выражения всех видов любви одновременно, и для называния объекта любви (моя любовь).
Базовый слой концепта любовь составляют ее первичные признаки, первичные наиболее яркие образы, с наибольшей чувственно-наглядной конкретностью.
Само общеславянское слово «любить» образовано от основы «любый, любимый, желанный» с помощью суффикса -ити-. Глагол «любить» по происхождению и форме является каузативным, означающим «вызывать в ком-то или чем-то соответствующее действие, заставлять что-то делать». По форме глагол любить соответствует древнеиндийскому lobhauti - «возбуждать желание, заставлять любить».
Прежде всего, это сильное чувство, которое характеризуется горячей сердечной склонностью, влечением к лицу другого пола или внутренним стремлением, влечением, тяготением к чему-либо [21]. Чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности к предмету любви, пристрастие, интимные отношения, интимная связь (просторечье) [17].
Русское понятие «любовь» обычно толкуется как чувство глубокой сердечной привязанности, расположения, симпатии, чувство горячей сердечной склонности, влечение к лицу другого пола; половые отношения, интимная связь; материнская любовь; внутреннее стремление, влечение, тяготение к чему-либо; человек, внушающий такое чувство, объект влечения, страсти [28].
В базовом варианте понятие любви означает чувство, отраженное в индивидуальном и коллективном сознании, носящем универсальный характер: влечение, стремление, которое можно испытывать как к одушевленному, так и к неодушевленному объекту, которое имеет значительную интенсивность, или в более абстрактном, общем, энциклопедическом смысле - это отношение к кому- или чему-либо как безусловно ценному, объединение и соединенность с кем (чем), воспринимаемое как благо, потребность.
Более глубокий слой понятийной составляющей образуют ее вторичные когнитивные признаки, отражающие в более полной мере представления о любви как результате ментальной деятельности. Они сосредоточены на семантике фелицитарного понимания природы и сущности любви. Они включают концепцию цели, смысла жизни, достижения, стремления к счастью (делать все, чтобы быть счастливым, любовь побеждает все), гедонического и гармоничного бытия во взаимодействии с окружением (благополучие, «с милым рай в шалаше», «с милым и зимой не стужа»). Любовь стоит в одном ряду с концептами «счастье», «вера», «надежда». Людям присуще фундаментальное стремление к гармоничной, целостной жизни, наполненной любовью. В большей мере концепт «любови» раскрывается через его значимостные аспекты, обнаруживаемые в различных лексико-семантических вариантах его выражения и дискурсах.
Исследователями выделяются два главных семантических варианта существительного любовь и, соответственно, два варианта глагола любить: в первом варианте любить указывает на чувство, испытываемое субъектом любви по отношению к объекту; а во втором – на свойство субъекта, состоящее в том, что он обычно испытывает удовольствие от реализации некоторой ситуации. В первом варианте выделяют «чувственную любовь», при которой на первом месте находится желание быть вместе с объектом любви, и «альтруистическую» любовь, когда на первый план выходит желание делать объекту любви добро, любовь. При этом любовь характеризуется устойчивым «любовным» отношением к объекту, а не актуальным эмоциональным переживанием, удовольствием, полученным в некоторый конкретный момент времени.
Анализ лексических и фразеологических средств выражения концепта «любовь», привел исследователей к выделению следующих смысловых групп понятия «любовь»:
1) единицы, обозначающие людей, любящих кого-либо или что-либо (бабник, балетоман, библиофил, болельщик и т.д.);
2) прилагательные, обозначающие людей, любящих что-то делать (властолюбивый, говорливый, гостеприимный и т.д.);
3) единицы, обозначающие любимого человека (ангел, богиня, друг, желанный, зазноба, лада, милашка, милый, надёжа, пассия, подруга, свет очей (чьих) и т. д.);
4) существительные, обозначающие любовь к чему-то или кому-то (властолюбие, детолюбие, женолюбие, жизнелюбие, патриотизм, правдолюбие, свободолюбие, и т.д.);
5) единицы со значением «влюбить в себя» (завлечь, закружить, покорить, приворожить, вскружить голову, свести с ума, покорить сердце);
6) единицы со значением «любить» (боготворить, дружить, жалеть, молиться (на), обожествлять, уважать, души не чаять, не надышится (кто-л. на кого-л.);
7) прилагательные со значением «любимый» (бесценный, дорогой, дражайший, золотой, любезный, милый, ненаглядный, мой хороший;
8) единицы со значением «иметь любовную связь» (гулять, жить, крутить, связаться, спутаться, амуры разводить);
9) единицы, обозначающие любовные отношения (интрига, роман, связь, шашни, шуры-муры, близкие отношения);
10) существительные, обозначающие любовь в том или ином значении (зазноба, страсть, чувство, склонность);
11) глаголы со значением «влюбиться» (втрескаться, втюриться, плениться, увлечься);
12) все прочие (амурный, бросать, взаимность, конёк, лавстори, сердце, стрела Купидона и т.д.).
Самая большая группа обозначает любящих что-то или кого-то (более трети от общего числа единиц), а прилагательные, обозначающие любимого человека, часто переходят в разряд существительных [9]. Т.е., любовь мыслится в контексте диадой связи, наименьшей возможной группы социума, выделяющей ее из системы отношений с другими объектами окружающей действительности и имеющей определенную эмоционально-экспрессивную окраску.
Изучение значимостных и эмоционально-образных аспектов концепта «любовь» в дискурсе народного творчества (поговорки, пословицы, изречения) привело к обозначению следующих его характеристик:
●любовь в отношении к категории счастья / несчастья (где любовь да совет, там и горя нет; где любовь - там и согласие; любовь да лад - не надобен и клад; для тех, кто любит, и в декабре весна; любить тяжело, не любить тяжелее того; девушка без любви что цветок без солнца; жизнь без любви - что год без весны);
●неподконтрольность и немотивированность любви (бояться себя заставишь, а любить не принудишь; сердцу не прикажешь; на любовь закона нет; любви, огня да кашля от людей не утаишь; любовь не пожар, а загорится - не потушишь; любовь слепа);
●временной параметр любви (влюбленным всегда ночь коротка; иная любовь как снег - растает и превратится в грязь; прошла любовь - завяли помидоры; первая любовь не забывается; большая любовь быстро не забывается; старая любовь не забывается; старая любовь не ржавеет);
●расставание / тяжесть разлуки (реже видишь - больше любишь; с глаз долой - из сердца вон; любить не люблю, а отвязаться не могу);
●невзаимная любовь (любить хоть не люби, да почаще в мою сторону гляди; насильно мил не будешь; одна душа страдает - другая ничего не знает; не вижу - душа мрет, а вижу - из души прет);
●сила, стойкость, непоколебимость любви (совет да любовь, каждое дело любовью освящается; верная любовь ни в огне не горит, ни в воде не тонет; любовь все побеждает, для любви нет преград);
●любовь и богатство (мне не дорог твой подарок, дорога твоя любовь; на деньгах жениться - что удавиться; любовь за деньги не купишь; любовь не милостыня - ее каждому не подашь; одной любовью сыт не будешь);
●спонтанность, стихийность любви (как увидал, так сам не свой стал; влюбился, как сажа в рожу влепился; влюбился - как мышь в короб ввалился);
●любовь на основе сходства (равные обычаи - крепкая любовь; одна думка, одно и сердце; мы с тобой - как рыба с водой);
●побои / ссоры / перебранки между возлюбленными (кто кого любит, тот того и бьет; кого люблю, того и бью; бьет - значит любит; милые бранятся - только тешатся; хоть и журю да люблю; любишь браниться - люби и помириться);
●уникальность объекта любви (ты у меня один одним, как синь порох в глазу; один, как перст, как маков цвет, как красное солнышко и пр.);
●самопожертвование ради любви (для милого не жаль потерять и многого; ради милого и себя не жаль; хоть хлеб с водою, зато милый с тобою; хоть в лесной избушке жить, да за милым быть; был бы милый по душе - проживем и в шалаше; стерпится - слюбится);
●любовная предопределенность (суженого и на коне не объедешь; кому на ком жениться, тот в того и родится; суженый, ряженый, приди ко мне наряженный) [15].
Философия как наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления и связанная с возникновением зачатков научного знания, когда эти знания стали приходить в противоречие с традиционными верованиями, также включала любовь в сферу своих интересов. Философский подход осмысления понятия «любовь» начинался еще в античности и мало чем изменился. Он базировался на осмыслении бытия личности в условиях общества, необходимости отделения личности и общества, когда личность переосмысляет отдельные интересы, находит личностный смысл. В философии древнего мира любовь рассматривалась как слияние двух противоположных полисов мира, необходимых для гармонии. Мужское начало всегда считалось активным, а женское - пассивным. В Античные времена возникла типология любви, которая считается классической. Она обозначала их как «Эрос», «Агапэ», «Сторге», «Людус», «Филия», «Мания», «Прагма».
Эрос обозначал мощную страсть. Это восторженная, пылкая влюбленность, основанная в первую очередь на преданности и привязанности к любимому, а потом уже на сексуальном влечении. При такой любви влюбленный порой начинается чуть ли не поклоняться возлюбленному(ой). Появляется желание полностью обладать им. Это любовь - зависимость, когда объект любви идеализирован. Древнегреческие философы, соотносили эрос с телесной и духовной любовью, с всепоглощающей разрушительной страстью и с творческой созидательной энергией.
Сторге - это любовь-забота, любовь-нежность. Во многих описаниях ее почему-то называют любовью-дружбой, что все-таки крайне неточно. Сторге - скорее любовь равных, в которой нет элемента достижения. Вероятно, она строится на некотором элементе интеллектуального принятия личности другого человека, что остужает страсти и эмоции. Также именно в сторге наиболее ощутим социальный момент - это может быть любовь в силу принадлежности возлюбленного к определённому роду или группе.
Филия отражает приверженность, гармоничные отношения между индивидами, основанные на душевном и духовном родстве. Такое общение строится на взаимном уважении и понимании, где любящие дополняют друг друга. Здесь влюбленные выступают друзьями, а их связь основана на глубинной близости. Также нет и холодного расчета или пламенного эротизма.
Агапэ - это гармоничный союз эроса и сторге. Это любовь-преданность. Она больше жертвенная, дарящая и отдающая без желания иметь что-то взамен, важна самопожертвенность. Такое чувство лишено намерения обладать, терзать и мучить. Оно подобно сиянию солнца, которое даря, ничего не просит взамен. По крайней мере, так агапэ понимали древние греки. В христианском понимании такая любовь (caritas) являет собой одну из добродетелей и проиллюстрирована картиной Вильяма Адольфа Бугро (1878). На картине изображена мать, в окружении детей. Она изображена как любящая и защищающая. У неё еле прикрыта грудь, которой она вскормила детей, а подле неё мирно спят накормленные дети. Книги и разбросанные монеты говорят о том, что такая любовь щедра и не лишена мудрости. Впоследствии такая любовь станет основой понятия милосердия у христиан, которое восхваляется.
Людус- это любовь-времяпрепровождение, любовь-игра. Людус для греков - это аналог слова «забава» (или play в англ.). Людус не превозносит свой объект, он скорее акцентирован на себе - своем увлечении, своем умении добиться. При этом людус не ревнив и не требует обладания, а вот там, где возникает элемент состязания - чувства будут довольно сильны.
Мания или как называли данный вид любви древние греки: «безумие от богов». Данный вид любви является комбинацией эроса и людуса. Любовь-манию считали и считают наказанием. Это любовь - одержимость. Она заставляет страдать влюбленного человека. И она же несет страдания и объекту страсти влюбленного
В тоже время существуют и друге памятники представлений о любви в философии, вязанные с конкретными именами. Например, Платон считал, что любовь - это божественная сила, которая помогает человеку пройти все преграды, она была помощником, который вел по пути нравственности и вечной красоты. По его мнению, это был не физиологический инстинкт, который нужно было удовлетворить, а это жажда целостности, поиска своего Я. В обобщенном философском дискурсе любовь представляет стремление друг к другу, предполагающее в своем существовании уважение друг друга и даже способствующее этому. Древнеиндийские веды и древнегреческая философия (Гесиод, Эмпедокл) расценивают в этом смысле любовь как космический принцип, посредством которого усмиряется и объединяется «Вселенная» в противовес стремлению распаду обилия ее сил и форм [7]. Перенесенная на человека, любовь означает, с одной стороны, телесно-душевный принцип продолжения рода, с другой стороны, душевно-духовный принцип «платонической любви», свободной от всякого желания обладания [10].
Религии также включают любовь в сферу своих интересов. Христианство проповедует любовь между Богом и человеком (сострадательная любовь Бога, почтительная любовь человека), так же, как и людей между собой (заповедь христианской любви к ближнему, причем понятие ближнего распространяется на всех людей - и на друзей, и на врагов). Т.е., речь о человеколюбии как основного принципа человеческого мироздания, существования.
К сожалению, в классической психологии не выработано самостоятельного подхода ни к изучению, ни определению любви и ненависти. Появляющиеся работы схожи с рассуждениями о любви как социально-психологическом явлении. В этом отношении наиболее популярной является типология любви, предложенная Дж. А. Ли, которая обозначает их в зависимости от локуса направленности психической активности. Данная типология состоит из шести видов любви: «страстная любовь-восхищение» «эрос», характеризующая состояние слитности собственного «Я» с восхитительным «Другим»; гедонистическая любовь «людус», главным содержанием которой является получение удовольствия собственным физическим «Я»; «любовь-дружба» с переживанием душевного покоя, уверенности в себе, трепетного чувства нежности, душевной близости, общности интересов и ценностей с близким человеком, чувства защищенности, стабильности, доверия; «прагматическая любовь», побуждаемая не эмоциональной привязанностью, а целью извлечения выгод и удобств, и хорошо поддается сознательному контролю; «любовь-одержимость» с болезненной привязанностью к другому, установкой на постоянное обладание им, навязчивыми слабо контролируемыми эмоциями страсти, ревности, страха потери объекта своей любви, его внимания, и «альтруистическая любовь», направленной на процесс созидания блага для «Неповторимого Другого» через совершенствование собственного «Я».
В общепсихологическом смысле иногда выделяют следующие виды любви: 1) материнская любовь-забота, которая имеет инстинктивное основание и характеризуется безусловным преобладанием благожелательности над вожделением; 2) любовь-дружба, дружелюбие как чувство симпатии и привязанности; 3) любовь-вожделение, страстное желание обладать другим существом; 4) любовь-самоотдача; 5) любовь-игра, любовь-забава, любовь-приключение; 6) «любовь по расчету»; привязанность к другому человеку в этом случае возникает на основе выгод, ожидаемых от него; 7) любовь-одержимость, страстный характер которой достигает степени мании и граничит с душевной болезнью [20, с. 322- 324].
В художественном дискурсе подчеркивается сила любви и ее ведущее место в человеческих ценностях. Хотя любовь является одним из ключевых источников счастья человека, она таже остается причиной человеческих страданий. Любовь проходит, но оставляет яркий след в жизни человека, который со временем стирается или сохраняет свою актуальность.
Также можно встретить и другие характеристики любви, но все они так или иначе фокусированы на попытке определить ведущие признаки любви как эмоции в контексте межполового, индивидуального и личностного функционирования.
Например, С.Г. Воркачев, представил обобщенный прототип, семантическую модель любви, построенную на основе анализа представлений о ней в научном типе сознания, которая считается чувством, вызываемым у субъекта переживанием центрального места ценности объекта в системе его личностных ценностей при условии рациональной немотивированности выбора этого объекта и его индивидуализированности-уникальности [6, с. 279].
Таким образом, обращение к сознательным аспектам преставления о любви позволяет сделать вывод о том, что данным термином обозначаются самые различные типы отношений, сформированных на основе эмоционально-интеллектуального свойства личности взаимодействовать с объектами окружающей действительности. Безусловным является оценочный компонент концепта «любовь», который при всех подходах обозначает высшую ценность человека, его способность использовать любовь в качестве созидательного смысла. Очевидным является факт многозначности слова «любовь» и одного из обозначаемых феноменов душевной жизни как свойства человеческой природы или упрощенно говоря: «если нет любви, то нет человека». Термины эротика и секс, часто воспринимаемые как релевантные любви лексико-семантические единицы в сознательном пространстве, не объясняют любовь как ментальное образование. Например, А. Лоуэн справедливо замечает: «Секс - это экспрессия любви, но ведь кроме секса есть и другие формы ее выражения. Любовь не секс, но можно показать, что она рождается в сексуальном, чувственном функционировании» [14, с. 46].
В обобщённом виде представляется, что любовь имеет индивидуальный и общечеловеческий смысл, рождаясь из недр индивидуального опыта, она приобретает формы, отражающие опыт взаимодействия с объектами окружающей среды, включает сформированные и генетические особенности, динамику взаимодействия психических структур, определяет характер субъект-объектных отношений, представляющих ценность, с воспроизводимым в них опытом любви. Принципиальным моментом для прояснения понятия любви и ненависти является дуализм между индивидуальным и общественным, физическим и ментальным, которой до настоящего времени не подвластен лингвистике, философии и классической психологии в качестве целостного объекта. Феномен и концепт любви всегда рассматривается в бинарной оппозиции к ненависти.
Религиозно-философские доктрины, как правило, отрывают любовь от ее земных основ и отождествляют ее сущность с самим Богом (абсолютом). Феномен же ненависти, напротив, всячески удаляется от божественного источника любви. И поскольку любовь тождественна самому Богу, постольку она приобретает абсолютный характер, тогда как зло (ненависть) относительно. Поэтому Ф. Ницше утверждал, что истинной природе человека отвечает война и потому она «необходима». В теологии считается, что ненависть, предшествует любви, поскольку ненависть подразумевает уклонение от зла, тогда как любовь – обращение к благу. Делается утверждение о том, что любовь не является причиной ненависти. А безрассудная Любовь может причинить зло, да и делает это.
Если обратиться к концепту «ненависти, то большинство философских и психологических словарей определяют ненависть как отрицательное чувство, имеющее стойкий характер и связанное с отношениями вражды и стремлением нанести вред ее объекту [1; 5; 8]. Ненависть представляется полной противоположностью любви. Как и любовь ненависть характеризуется устойчивостью, относится к категории чувств. В Кембриджском психологическом словаре отмечается, что ненависть лучше рассматривать как отношение или склонность (attitude or disposition), а не эмоцию, в силу кратковременного характера последней, как и любви [29, p. 230]. Существительное ненависть, в противоположность существительному любовь, имеет в толковых словарях лишь одно значение: это «чувство сильнейшей вражды, неприязни» [4; 22] или «чувство сильной вражды, злобы» [17, с. 408]. При этом в определениях присутствует своего рода замкнутый круг – вражда в толковых словарях определяется через ненависть – как «отношения и действия, проникнутые неприязнью, ненавистью». При анализе словарных определений второго компонента из определения ненависти – злобы – можно заключить, что в отличие от вражды-отношения словари определяют злобу как чувство. Часто она связывается с эмоциональным состоянием гнева. Таким образом, в толковых словарях ненависть чаще относится к категории чувств, которая стоит в синонимичном ряду с другими чувствами, характеризующими отношение или реакцию.
В сферу концепта «ненависть» входят и лексические и фразеологические средства выражения неприязни в противопоставление любви (чувство нерасположения, неприязнь). При этом континуум переживания ненависти простирается от ярко выраженных эмоций гнева до равнодушия [18].
Ненависть, как и любовь, обязательно подразумевает объект, при этом ненависть считается социализированной эмоцией, а не инстинктом, ибо она возникает только при осознании существования Другого. Этот объект ненависти кажется опасным, вредным для самого субъекта ненависти, для других людей, для чего-то ценного в его глазах [13, с. 214]. Поэтому ненависть часто определяют, как стойкое и интенсивное отрицательное чувство, проявляющееся в ситуации, когда в системе личностных ценностей субъекта некий объект занимает центральное место, не соответствуя им препятствуя их реализации. Интегральный признак «ценность» и дифференциальные признаки «отрицательность» и «центральность» формируют семантический прототип концепта «ненависть». Ненависть вырастает из ощущения ценностного ущемления собственного Я». Отвращение и гнев, во многом представляют безусловные реакции, но они не являются отношением, основанным на аксиологическом освоении мира. Ненависть же, как и презрение, прежде всего аксиологичны по своей природе – они отражают ценностное пространство индивида, его уникальный рельеф [27]. Этим же обеспечивается стойкий характер ненависти: ценностное отношение не может появляться и исчезать за короткий период времени. Объект ненависти, в отличие от объекта любви, не способствует, а препятствует удовлетворению потребностей субъекта, и если любовь реализует потребность в гармонии, то ненависть обуславливается ее противоположностью – дисгармонией.
Феноменология ненависти связана с переживанием таких эмоций как гнев, мщение, злоба, «отвращение» [3].
Следует признать, что в общественном сознании любовь и ненависть несут признак типичных оценочных категорий. Любовь имеет позитивную общественную значимость, т.е. является ценностью, тогда как ненависть, напротив, имеет отрицательную направленность. При этом противоположность любви и ненависти абсолютна лишь в известных пределах, за которыми она относительна. Другими словами, любовь и ненависть рассматриваются как диалектически противоречивые общественные факторы. Не существует абсолютно чистой и ничем незамутненной любви, совершенно лишенной противоположных черт. Точно также обстоит дело и с ненавистью.
В то же время существуют некоторые отличия между рядом родственных ненависти чувств. От презрения ненависть отличается отсутствием обесценивания. Презрение в чистом виде – это обесценивание, а ненависть не обесценивает свой объект [27]. Подобное обесценивание, впрочем, не является абсолютным – его объект лишь принижается: «Ненависть – это оценка другого в контексте его злости или опасности, тогда как презрение маркирует другого как неполноценного».
Проведенное Ю. В. Демичевой исследование показало, что в отличие от любви лексические группы для выражения ненависти были представлены меньшим количеством словоформ и составляли группы:
1) глаголов с отрицательной частицей, обозначающие нелюбовь, и их фразеологический аналог (не выносить, не переносить, не переваривать, не терпеть)
2) существительных, указывающих на неприязнь к чему-либо (неподвижность, фобии, например, русофобия);
3) существительных, обозначающих человека (барин, бродяга, молчальник, чистоплюй);
4) прилагательных, обозначающих нелюбовь делать что-либо (угрюмый, малоразговорчивый);
5) прилагательных со значением «нелюбимый» (нелюбимый, немилый, постылый)
6) прочие (золушка).
Доминирование любви по количеству выражающих ее семантику лексических и фразеологических единиц указывает на ее превалирующую ценность как во внутреннем мире, так и системе общечеловеческих ценностей.
Позитивность любви как индивидуальной и общественной эмоции является отличительной ее чертой, сущность же ненависти, в конечном счете, отрицательна. Любовь не означает полного отсутствия борьбы, иначе любящие друг друга начнут задыхаться, следовательно, диалектический характер любви и ненависти предполагает наличие в большем или меньшем объеме противоположных компонентов, ибо человеческие чувства по своей природе двойственны и противоречивы. Избыток, слишком сильной концентрация позитивных чувств легко переходит в свою причиняющую страдания противоположность. При менее сильных чувствах их колебания не столь значительны, и чувства носят более ровный и спокойный характер. Любое ощущение - это обратная сторона другого ощущения, и оно легко превращается в свою противоположность.
Читать продолжение по ссылке